1995 Nobel Peace Prize
www.pugwash.org
Контакты: C. Vaughn
Rome Pugwash Office
cvaughn@pugwash.org
+39-333-456 6661
6 мая 2020
ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ОБЗОРУ ДНЯО.
АНТАГОНИЗМЫ, КОНФЛИКТЫ И ЯДЕРНЫЕ РИСКИ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ.
Новая пандемия коронавируса (COVID-19) уже нанесла большой ущерб ряду стран и всему миру, что привело не только к гибели многих десятков тысяч человек, но и к экономическим, финансовым и социальным кризисам. Это также вынудило международное сообщество отменить или отложить ряд важных встреч, в том числе крупных международных конференций. К сожалению, одной из таких жертв является десятая Конференция по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия - центральной опоры в нынешней архитектуре контроля над ядерными вооружениями и разоружения.
Десятая Конференция по рассмотрению действия ДНЯО была назначена на 27 апреля - 22 мая этого года. Однако назначенный Президент Конференции Густаво Злаувинен недавно объявил, что Конференция по обзору была перенесена на дату не позднее апреля 2021 года, в зависимости от состояния пандемии. Это была, конечно, адекватная и необходимая реакция на кризис COVID-19.
По иронии судьбы, отсрочка предоставляет возможность справиться с растущим давлением в рамках режима ДНЯО. Риски для Конференции и, в конечном итоге, для самого Договора возрастают. Существует большой список серьезных забот и проблем: возобновление гонки ядерных вооружений; кризис в архитектуре договоров о контроле над ядерными вооружениями; кризис в отношениях между державами, обладающими ядерным оружием; новые неудачи в отношении иранской ядерной сделки и кризиса распространения в Северо-Восточной Азии; и растущие противоречия между государствами, обладающими ядерным оружием, и государствами, не обладающими этим оружием. Поэтому важно, чтобы стороны ДНЯО использовали время между настоящим моментом и началом Конференции по рассмотрению действия для поиска путей обеспечения существенного прогресса. Если ничего не сделать, ситуация, вероятно, станет еще хуже.
В течение следующего года, помимо COVID-19, в области ядерного разоружения и ядерных рисков может произойти множество разрушительных, опасных или контрпродуктивных явлений. Начнем с того, что срок действия единственного оставшегося элемента системы контроля над вооружениями США и России, нового соглашения о СНВ, истекает. Будет ли он продлен или заменен? Будет ли дальнейшее обсуждение вопроса о продвижении новых соглашений о контроле над вооружениями? И как будет возможно дальнейшее игнорирование ст. 6 из ДНЯО влияют на государства-участники ДНЯО в целом? Будет ли усиливаться опасное чувство разочарования по поводу роли самого ДНЯО через 50 лет после его вступления в силу? Каким будет глобальное влияние и влияние на ситуацию в регионе, включая Европу, решения президента США о выходе из договора о РСМД (промежуточных ядерных силах)?
В то время как рамки контроля над вооружениями разрушаются или исчезают, государства, обладающие ядерным оружием, активно модернизируют свои ядерные силы, включая внедрение передовых технологий. Примеры включают новые гиперзвуковые ракеты и крылатые ракеты нового поколения. В более общем плане государства, обладающие ядерным оружием, и государства, размещающие ядерное оружие на своих территориях, продолжают усиливать идею о том, что ядерное оружие является важным и законным инструментом для его защиты.
В то время как государства, обладающие ядерным оружием, цепляются за свои постоянно модернизирующиеся позиции сил и все чаще отвергают контроль над вооружениями, большая часть мира движется в противоположном направлении. Самым ярким свидетельством этого является Договор о запрещении ядерного оружия (TPNW), принятый 7 июля 2017 года. При поддержке 122 государств в Генеральной Ассамблее ООН он имеет 81 подписавшую и 36 ратификаций (по-прежнему не хватает 50 необходимых ратификаций) для его официального вступления в силу, но с ожиданием, что договор будет постепенно привлекать необходимое количество ратификаций). Этот раскол между ядерными имущими, приверженными бессрочному сохранению ядерного оружия, и ядерными неимущими, большинство из которых поддержали договор о запрещении ядерного оружия, представляет собой опасную линию разлома в ДНЯО и, несомненно, вызовет трения на Конференция по рассмотрению действия ДНЯО.
Предстоящий год будет по-прежнему отмечен региональной напряженностью и серьезными ядерными рисками. Серьезную обеспокоенность вызывает значительно возросшая напряженность в Южной Азии между двумя ядерными государствами - Индией и Пакистаном. Вызывает также беспокойство тот факт, что не удалось добиться какого-либо значимого прогресса в борьбе с ядерными рисками в Северо-Восточной Азии. Кроме того, решение США о выходе из соглашения по иранской ядерной программе (JCPOA) и осуществление американцами вторичных санкций против учреждений и компаний, которые не соблюдают восстановленные санкции США против Ирана, создали напряженную среду, в которой существует риск конфликта кажется очень реальным. В разгар этой конфронтационной реальности происходит гуманитарная катастрофа, потому что санкции против Ирана усугубляют ситуацию в стране, которая также сильно пострадала от COVID-19.
Откладывание ДНЯО на один год также приводит к возникновению внутриполитических соображений в некоторых ключевых странах. Например, в ноябре 2020 года в США пройдут президентские выборы, а в 2021 году - президентские выборы в Иране. Там может быть новый американский президент и, безусловно, будет новый президент Ирана. Результаты этих внутриполитических процессов могут оказать большое влияние на судьбу Конференции по обзору 2021 года.
Крайне желательно использовать время, отведенное на перенос Конференции по рассмотрению действия ДНЯО, для работы и, как мы надеемся, добиться прогресса по этим вопросам, которые, несомненно, усложнят и, возможно, подорвут конференцию. Тем не менее, крайне актуальным кризисом на данный момент является пандемия COVID-19. В настоящее время COVID-19 является не только главной (если не единственной) темой, обсуждаемой в международной прессе, но и главной темой, обсуждаемой правительствами и политическими институтами большинства стран. Поэтому разумно ожидать, что на какое-то время проблемы ядерного разоружения и ДНЯО будут отложены. Но если эта тенденция сохранится в будущем году, будет очень трудно провести «успешную» конференцию.
Другим потенциальным препятствием на пути продвижения к сдержанности и снижению ядерного риска являются международные трения и раздоры, которые могут быть вызваны пандемией. Среднесрочные и долгосрочные последствия пандемии, безусловно, еще предстоит понять, но вполне возможно, что этот кризис вызовет или усилит конфликты, особенно в контексте существующей глобальной и региональной напряженности. Если это произойдет, пандемия будет способствовать созданию обстановки, которая будет иметь негативные последствия для перспектив ядерного разоружения, прогресса в режиме ДНЯО и надежд на снижение ядерных рисков.
Есть некоторые позитивные признаки в разгар этого ужасного кризиса. Несомненно, были инициативы солидарности между народами, чтобы противостоять общему врагу человечества, то есть болезни. Страны разными и различными способами обмениваются оборудованием, знаниями и медицинскими работниками для борьбы с этой болезнью. Такое сотрудничество особенно важно для оказания помощи бедным странам, которые сталкиваются с большими трудностями в получении надлежащего оборудования (такого как средства индивидуальной защиты, респираторы и т.д.) И часто не обладают медицинской инфраструктурой, необходимой для борьбы с пандемией. В яркой реакции на COVID-19 Генеральный секретарь ООН призвал к глобальному прекращению огня, учитывая критическую ситуацию человечества во времена вируса. Например, формально было временное прекращение огня в войне в Йемене, а также в Сирии, Ливии, Судане и Украине (хотя некоторые страны не поддержали призыв к прекращению огня). Глобальное сотрудничество было несовершенным, но тем не менее это международное движение солидарности по-своему способствует миру и сотрудничеству во всем мире.
Даже если картина не совсем безрадостная, пандемия будет иметь ряд неблагоприятных последствий, которые могут затруднить управление предстоящим периодом. Человеческие затраты на коронавирус значительны, включая, прежде всего, гибель большого числа людей. Но кроме того, очень жесткие ограничения на перемещение людей как через международные границы, так и внутри самих стран привели почти к нулю политических и человеческих взаимодействий большинства людей.
Очевидно, что пандемия также будет иметь глубокие и неизбежно важные экономические последствия. Полное закрытие многих видов деятельности в большинстве стран почти повсеместно привело к драматическому экономическому кризису, последствия которого еще предстоит полностью понять, но, безусловно, будут крайне негативными. Экономический кризис, безусловно, будет глобальным, даже если у нас будут существенные различия между различными странами и различными регионами. Столкнувшись с тяжелой экономической ситуацией, страны и регионы попытаются восстановить экономическую активность и, естественно, будут склонны думать о своих собственных узких, специфических, националистических интересах. К сожалению, будет сильное искушение отложить в сторону необходимость сотрудничества и выразить солидарность с другими. На самом деле, общая позиция «обвинять других» уже очевидна во многих местах; Действительно, США и Китай обвинили друг друга в начале пандемии. Будет трудно сотрудничать в этой напряженной и напряженной ситуации, как это уже наблюдалось в Европе, где мы сталкивались с трудностями в поиске соглашения о том, как определить общие инструменты для содействия общему экономическому восстановлению.
Короче говоря, экономические бедствия будут преследовать международную политику. Сотрудничество желательно и, вероятно, также необходимо, но его будет трудно достичь. Мы должны ожидать, что экономические трудности создадут климат, в котором могут возникать или усиливаться многие различные антагонистические настроения. Эти антагонистические взгляды будут вызывать особую обеспокоенность в странах, которые в прошлом имели военные действия или соперничество с другими странами и/или где сильны религиозные, этнические или политические антагонизмы. Также возможно, что возникнут новые военные действия.
Точные последствия вышеуказанных соображений, конечно, еще предстоит выяснить. Но мы должны быть обеспокоены тем, что новый политический климат после COVID-19 может увеличить риск войны в различных частях земного шара. Поскольку в руках государств, обладающих ядерным оружием, остается около 14 000 единиц ядерного оружия, риск применения этого оружия (или другого оружия массового уничтожения) все еще будет за нами.
Если мы хотим взглянуть на важный пример из прошлого, когда долгосрочные последствия экономического кризиса привели к войне, мы должны вспомнить мировой экономический кризис после 1929 года и особенно Германию в 1930-х годах. В Германии кризис создал политический климат, в котором захватило экстремистское нацистское движение, и его последствия с точки зрения антисемитизма и войны хорошо известны. В настоящее время экстремизм уже продемонстрировал потенциал для роста, когда люди ищут «спасителей» и сильных лидеров.
С другой стороны, мы не должны забывать один простой урок из нынешнего кризиса COVID-19: он сильно ударил по многим странам - большим и маленьким, некоторые пострадают больше, некоторые меньше. Но в любом случае инвестиции, которые некоторые страны вкладывают в ядерное оружие, их новые системы доставки и в военные решения для сегодняшних проблем безопасности в целом, оказались бесполезными с точки зрения защиты их безопасности и их народа от этого нового беспрецедентная опасность. Трудности, связанные с воздействием вируса на население, также являются напоминанием об огромных гуманитарных последствиях, с которыми человечество столкнется в случае даже «ограниченного» применения ядерного оружия.
В заключение, цели Пагуоша, вероятно, более важны, чем обычно, в текущий сложный момент: помощь в преодолении разногласий в критических регионах; поддержка разрешения конфликтов; и содействие осуществлению мер контроля над ядерными вооружениями и разоружения на глобальном и региональном уровнях. Сейчас общественные дебаты и средства массовой информации имеют дело преимущественно с опасностями COVID-19. Но мы должны ожидать, что на следующих этапах этого кризиса и, в частности, по мере того, как мы перейдем к этапу восстановления, антагонистические взгляды станут более актуальными и станут в центре общественных дебатов. Легко предвидеть, что в будущем необходимость разрядить антагонистические настроения, укрепить инструменты международного сотрудничества и, в частности, уменьшить и устранить ядерные риски, будет как никогда велика.
Последний комментарий в отношении биологического оружия. Как мы знаем, с момента вступления в силу Конвенции о биологическом оружии не было создано ни одного международного контрольного учреждения. Пандемия COVID-19 продемонстрировала большое влияние пандемии на жизнь населения мира. Даже если ясно, что вирус COVID-19 не был результатом работы какой-либо лаборатории в каком-либо государстве с целью распространения пандемии, идея создания биологического оружия может теперь выглядеть более «привлекательной» для некоторых , увидев последствия настоящего заболевания. Вирус COVID-19 сам по себе не является «моделью» для биологического оружия, поскольку этот вирус вызвал пандемию, а биологическое оружие должно быть «ограничено» территорией противника. Но есть и другие вирусы, которые могут стать более «эффективным» биологическим оружием. Очень важно, чтобы международная система мониторинга была создана своевременно, чтобы избежать распространения биологического оружия в будущем. По этому вопросу международное научное сообщество должно дать предложения о том, как действовать дальше, и Пагуош должен помочь в продвижении такой деятельности.
* * *
Люди, перечисленные ниже (133 человек), подписали этот документ исключительно на индивидуальной основе. Принадлежность, связанная с каждым именем, предназначена только для идентификации и не указывает на какое-либо соглашение или поддержку со стороны учреждения.
Полный список на сайте ПДУ:
____________________________________________________________
«Я считаю документ чрезвычайно своевременным и касающимся всех сложных обстоятельств и проблем, с которыми мы сталкиваемся. Я надеюсь, что это будет способствовать усилиям многих, в том числе и меня, назначенного президентом, сохранить импульс для отложенной Конференции по рассмотрению и побудить государства-участники принять участие в необходимых дискуссиях о том, как наилучшим образом выполнить обязательства по ДНЯО ».
Густаво Злаувинен, назначен президентом Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 2020 года