28 декабря 2020 г.
Секретариат ПДУ сообщает:
О ядерном соглашении с Ираном и безопасности на Ближнем Востоке
Это очень короткая записка, в которой рассматривается вопрос о ядерном соглашении с Ираном и указываются некоторые ключевые вопросы, имеющие отношение к укреплению безопасности на Ближнем Востоке.
Восстановление СВПД?
Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) был подписан 14 июля 2015 года между Ираном, Группой 5 + 1 (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция + Германия) и ЕС. Иран принял очень жесткие ограничения на свою (гражданскую) ядерную деятельность в обмен на снятие экономических и финансовых санкций. Между прочим, эти сильные ограничения не имеют аналогов с ограничениями, установленными на ядерную деятельность любой другой страны.
Известно, что обогащение урана до 3,6% в цепи центрифуг может быть примерно наполовину (с точки зрения затрат энергии) до его обогащения до 90%. Плутоний также обычно производится на атомных электростанциях (особенно в тяжеловодных реакторах). Следовательно, лучшей гарантией того, что Иран не будет использовать свою гражданскую ядерную программу для создания ядерного оружия, является, конечно, активная инспекционная деятельность, проводимая Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Иран подписал дополнительный протокол с МАГАТЭ и в рамках СВПД начал его временно выполнять.
Следовательно, СВПД был очень позитивным инструментом предотвращения распространения ядерного оружия и мог представлять собой модель для возможных (будущих) критических ситуаций с участием других государств. Несмотря на то, что МАГАТЭ несколько раз свидетельствовало о том, что Иран полностью соблюдает соглашение, 8 мая 2018 года президент Трамп отказался от соглашения и вновь ввел санкции против Ирана. Но он не просто повторно ввел санкции США, он также де-факто установил санкции даже против иностранных компаний и учреждений, которые не уважали санкции США против Ирана (то, что мы называем вторичными санкциями). Эти решения США сделали неработоспособным всю структуру СВПД.
На этом этапе Иран, согласно тексту СВПД (см., В частности, статьи 26, 36 и 37), постепенно перестал соблюдать ядерные ограничения, которые были согласованы в СВПД. Между прочим, обратите внимание, что СВПД - это соглашение, которое касается только ядерной деятельности, а не другой военной или гражданской деятельности, которая может иметь военное применение. В частности, иранские ракетные программы не рассматриваются в СВПД.
Если мы предположим, что новая администрация Байдена решит вернуться к соблюдению первоначального СВПД, подписанного администрацией Обамы, Иран также может быть готов вернуться к полному осуществлению СВПД со всеми его ограничениями. Другие партнеры СВПД, скорее всего, не будут создавать проблем для полного восстановления соглашения. Обогащенный уран, который был произведен сверх того, что было установлено в СВПД, может храниться на месторождениях, контролируемых МАГАТЭ, или экспортироваться в другие страны.
Можно ли наложить дополнительные ограничения на Иран до восстановления СВПД?
Общий ответ на этот вопрос - НЕТ. Конечно, некоторые второстепенные вопросы можно решить. Что еще более важно, необходимо обсудить, как конкретно Иран может отменить предпринятые им шаги, которые вышли за пределы, установленные СВПД.
Но если кто-то ожидал, что получит возможность существенно расширить сферу действия СВПД, включив в него другие виды военной деятельности (например, ракетные программы или другие виды военной деятельности, влияющие на региональную стабильность), тогда он рискует зайти в тупик и остаться в нынешней рискованной ситуации. Мы еще раз подчеркиваем важность полного восстановления СВПД перед представлением любого нового предложения, которое может усложнить и без того очень деликатный процесс.
Могут ли другие страны участвовать в переговорах о восстановлении СВПД?
Этот вопрос стал актуальным, особенно после недавнего явного запроса министра иностранных дел Саудовской Аравии о том, что другие страны, являющиеся союзниками США, были вовлечены, даже неформально, в переговоры о восстановлении СВПД. Этот запрос был довольно необычным, учитывая тот факт, что Саудовская Аравия - одна из немногих стран, обладающих (гражданским) ядерным потенциалом, которые никогда не подписывали Дополнительный протокол с МАГАТЭ. Кстати, Саудовская Аравия никогда не подписывала ДВЗЯИ. И если США согласятся с Израилем относительно восстановления СВПД, это может создать проблемы, поскольку Израиль - единственная страна на Ближнем Востоке, обладающая ядерным оружием. Итак, в заключение, СВПД следует восстановить в том виде, в котором он был с первоначальными сторонами.
Проблема повышения безопасности и уменьшения антагонизма на Ближнем Востоке
Сказанное выше не означает, что мы недооцениваем острую необходимость обсуждать, как способствовать миру и разрядке на Ближнем Востоке, как устранять конфликты (Йемен, Сирия, Ирак, Палестина), как уменьшить антагонизм (как тот, который влияет на Иран и Саудовскую Аравию), и как добиться прогресса в создании зоны, свободной от оружия массового уничтожения на Ближнем Востоке, как было заявлено на Обзорной конференции ДНЯО 2010 года. Взаимное признание и гарантии безопасности также важны, на что Израиль уже давно указывает. Права палестинцев, конечно, очень важны для стабильности и безопасности на Ближнем Востоке.
Контроль над вооружениями на Ближнем Востоке также очень важен
В более позитивном климате, безусловно, можно будет обсудить другие предложения, которые могут способствовать снижению напряженности и антагонизма на Ближнем Востоке, включая некоторый прогресс в направлении зоны, свободной от ОМУ. Можно рассмотреть обсуждение ограничения ракетной деятельности и ограничения новых технологий, имеющих военное применение. Мы должны помнить о том, что могут происходить драматические разрушительные войны и что любой глобальный вооруженный конфликт на Ближнем Востоке, будь то с ядерным оружием или без него, будет немыслимым бедствием для каждой страны в регионе и за его пределами.
Паоло Котта Рамусино, Генеральный секретарь Пагуоша
Серхио Дуарте, Президент Пагуоша
Ссылка на ригинал сообщения: https://pugwash.org/2020/12/28/on-the-iran-nuclear-agreement-and-middle-eastern-security/